Сайт Народного театра «Глагол» СПбПУ www.glagol.org был основан 15 апреля 1998 года Евгением Подгурским.
Сайт www.glagol.org.ru является преемником и продолжателем этого сайта.
90 лет назад – 13 июля 1932 года – родился выдающийся советский и российский режиссёр театра и кино, педагог Пётр Наумович ФОМЕНКО, художественный руководитель Московского театра «Мастерская Петра Фоменко»; народный артист Российской Федерации (1993), лауреат трёх Государственных премий РФ (1994, 1997, 2001). Им создано 60 спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Вроцлава, Зальцбурга и Парижа.
Для режиссёрской манеры Фоменко характерны богатая фантазия и парадоксальность мышления, построение спектакля по принципу иронического сопоставления контрастных эпизодов; его работы ярко театральны и музыкальны и отличаются блестящими актёрскими ансамблями. В ряде спектаклей конца 1970-х – начала 1980-х годов Фоменко экспериментировал в жанре трагического гротеска. Телевизионным спектаклям режиссёра были свойственны углублённый психологизм, точное следование авторской идее и стилю.
Пётр Фоменко родился в Москве. Любовь к театру и музыке ему, ещё школьнику, привила мама. По позднейшему признанию, в театр он пришёл именно через музыку. Окончил музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, училище М.М.Ипполитова-Иванова по классу скрипки. Поступил в Школу-студию МХАТ, где быстро стал для консервативных преподавателей-академиков средоточием всего, что «глубоко противопоказано великой школе русского театра» и был отчислен «за хулиганство» с третьего курса в 1953 году.
Потом был филологический факультет МГПИ имени В.И.Ленина, который Пётр Фоменко окончил заочно в 1955 году и где он сдружился с Юрием Визбором и Юлием Кимом, режиссировал знаменитые «капустники».
Параллельно учился на режиссёрском факультете ГИТИСа, который окончил в 1961 году.
Первый спектакль поставил в 1958 году. А в 1966 году его спектакль «Смерть Тарелкина» в Театре им. Маяковского был запрещён после пятидесяти показов. Театральной легендой стал спектакль «Новая Мистерия-Буфф» в Театре им. Ленсовета (1967), не допущенный до премьеры. Об этом спектакле Фоменко рассказывал: «После первого же просмотра в театре им. Ленсовета ко мне подошли два замечательных ленинградских критика, И.И.Шнейдерман и Р.М.Беньяш, и сказали: “Молодой человек, у вас много вещей с собой? Возьмите вещи и уезжайте”. Вещей было немного, но я не послушался, и спектакль сдавали ещё четыре раза. Игорь Петрович Владимиров похудел в эти дни, побледнел, потому что это всё ему, конечно, было тяжело… Потом пришёл Н.П.Акимов как главный эксперт… Он сказал: “Я не люблю Маяковского, но то, что я увидел, — это не Маяковский“. С последней шестой сдачи выгнали всех зрителей, проверяли, нет ли людей под креслами…».
С 1972 по 1981 годы Пётр Фоменко работал в Ленинградском Театре Комедии (с 1977 года как главный режиссёр), откуда ушёл после давно назревшего идеологического конфликта с обкомом КПСС под руководством Г.В.Романова.
В 1982 году Пётр Фоменко возвратился в Москву и стал режиссёром в Театре имени В.В.Маяковского, а с 1989 года – в Театре имени Е.Б.Вахтангова. С 1981 года он начал преподавать в ГИТИСе по приглашению своего учителя, Андрея Александровича Гончарова.
В 1992 году получил звание профессора РАТИ. В 2003 году оставил кафедру режиссуры в РАТИ (ГИТИС) и ушёл из официальной театральной педагогики, которой отдал более двадцати лет жизни. За годы преподавания Пётр Наумович Фоменко выпустил четыре курса студентов, многие из которых стали известными режиссёрами и актёрами.
Параллельно с педагогической работой П.Н.Фоменко продолжал ставить спектакли на сценах московских театров. Среди его известных режиссерских работ 1980 – 1990-х годов: «Плоды просвещения» Л.Толстого, «Дело» А.Сухово-Кобылина, «Государь ты наш, батюшка» Ф.Горенштейн, «Без вины виноватые» А.Островского, «Калигула» А.Камю, «Великолепный рогоносец» Ф.Кроммелинка и другие.
Также известны работы Фоменко в кино. Это художественные фильмы «На всю оставшуюся жизнь», «Почти смешная история» и «Поездки на старом автомобиле». Он автор многих телеспектаклей: «Новеллы о Ходже Насреддине», «Детство. Отрочество. Юность» и «Семейное счастие» по Л.Толстому, «Пиковая дама» и «Метель» по А.Пушкину.
«Причём же тут “Глагол”?» – спросите вы. И здесь надо вспомнить одну историю, случившуюся летом 2006 года, когда театр «Мастерская Петра Фоменко» приехал на гастроли в Санкт-Петербург. Пётра Наумовича хотели видеть у себя и приглашали на свои спектакли многие театры нашего города. А он, к удивлению многих, выбрал небольшой студенческий театр «Глагол» Политехнического университета, куда его пригласили познакомившиеся с Петром Наумовичем в 2002 – 2003 годах директор театра А.М.Борщевский и художественный руководитель К.В.Гершов. Ведь мало кто знал, что был в жизни Пётра Наумовича Фоменко в конце 1960-х годов очень сложный момент, когда он жил без постоянной работы, перебиваясь случайными заработками на телевидении, в провинциальных театрах и драмкружках. Именно к этому периоду (1968 – 1969 годы) относится его работа в студенческой театральной студии МГУ на Ленинских горах, где он после постановки спектаклей «Вечер Михаила Светлова» и «Татьянин день» приступил к репетициям «Носорогов» Ионеско, но репетиции были прекращены по распоряжению МГК КПСС.
И выбор свой Пётр Наумович остановил на «Глаголе» потому, что ему было интересно узнать, что представляет собой студенческий театр спустя почти 40 лет. Он побывал у нас на спектакле «Послезавтра – в Шамборе», оставив на прощанье такую запись на доске почётных гостей:
«О, Константин!
О, Александр!
И, О, прекрасные подвижники “Глагола”!
Спасибо Вам!
Агроскину Спасибо!
Спасибо Жан-Батисту!»
Ваш П.Ф. (ПФоменко)
17.VI.2006.
Спасибо и Вам, Пётр Наумович! Мы помним Вас и любим, мы по-прежнему учимся у Вас...